Угол наклона рулевой колонки (&) - один из параметров, определяющих геометрию мотоцикла. Так называют группу геометрических величин, напрямую влияющих на устойчивость и управляемость машины. Измеряется этот угол между вертикалью и осью, проходящей через центры подшипников рулевой колонки. В англоязычной литературе его называют "rake angle". Иногда этот угол измеряют не от вертикали, а от горизонтали - так называемый "кастор" (castor). Разумеется, кастор в 66 градусов равен углу наклона (90 - 66 =) 24 градуса.
   
Напрямую с углом наклона рулевой колонки связана еще одна величина - вылет (с), или "trail" по-английски. Он равен растоянию между точкой контакта передней шины с дорогой и воображаемой точкой пересечения с дорогой оси рулевой колонки.
   
Чтобы понять, как эти величины влияют на поведение мотоцикла, рассмотрим частный случай: переднее колесо под действием внешних сил (усилия водителя, порыв ветра, неровности дороги) поворачивается влево. Поскольку точки пересечения оси рулевой колонки с дорогой не совпадают, пи этом возникает снос передней шины, а величина его прямо пропорциональна углу поворота колеса и вылету. Этот снос, в свою очередь, вызывает появление силы трения (F), которая стремится возвратить колесо в прежнее положение.
   
Таким образом, чем больше вылет, тем лучше устойчивость мотоцикла при движении по прямой. Но в то же время с увеличенным вылетом машину труднее вывести из прямолинейного движения. При малом вылете мотоцикл становится легким в управлении, но но чрезвычайно чувствительным к попыткам сбить его с пути прямого.

http://www.retroexlusive.com/images/moto-2/moto-cycel-b.jpg

Не только вылет вилки оказывает влияние на управление мотоцикла, но и его база (L). Это величина, равная растоянию между осями колес (в нашем случае важнее растояние между точками контакта колес с дорогой, но эти величины практически совпадают). Для оценки поведения мотоцикла обычно применяют коофициент устойчивости (R), он вычисляется по формуле: R=c/(L+c)100%.
     
Для классических мотоциклов величина кооффициента устойчивости обычно составляет 6,3 - 7,0%. Непоколебимые круизеры славятся большими величинами - свыше 7%, а для юрких спортбайков он - в пределах 6 - 6,5%. У гоночных мотоциклов он меньше 6%, и на таких машинах "чайникам" лучше не ездить.
     
Величины геометрических параметров некоторых характерных прндставителей различных классов мотоциклов приведены в таблице.
   
У некоторых спортбайков (Ducati 748, Bimota SB8) предусмотрены регулировки угла наклона рулевой колонки и, соответственно, вылета за счет того, что подшипники рулевой колонки установлены в эксцентриковых обоймах. Например, у Ducati 996 угол наклона меняется от 23,5 до 24,5 градусов, а вылет - от 91 до 97 мм. Той же цели можно добиться регулировкой задней подвески: чем выше задран "задок" мотоцикла, тем меньше угол наклона рулевой колонки и, соответственно, вылет. Такогоже эффекта можно достичь, если опускать траверсы по трубам телескопической вилки.

http://www.retroexlusive.com/images/moto-2/stron-b.jpg

Опытные мотогонщики используют для повышения юркости мотоцикла... передний тормоз! Вот как исполняют етот фокус. Входят в поворотт и торможением добиваются "проседания" передней вилки. Тем самым уменьшают угол наклона рулевой колонки и вылет - следовательно, облегчают себе управление мотоциклом.

http://www.retroexlusive.com/images/moto-2/list-b.jpg