Угол наклона рулевой колонки (&) - один из параметров, определяющих геометрию мотоцикла. Так называют группу геометрических величин, напрямую влияющих на устойчивость и управляемость машины. Измеряется этот угол между вертикалью и осью, проходящей через центры подшипников рулевой колонки. В англоязычной литературе его называют "rake angle". Иногда этот угол измеряют не от вертикали, а от горизонтали - так называемый "кастор" (castor). Разумеется, кастор в 66 градусов равен углу наклона (90 - 66 =) 24 градуса.
Напрямую с углом наклона рулевой колонки связана еще одна величина - вылет (с), или "trail" по-английски. Он равен растоянию между точкой контакта передней шины с дорогой и воображаемой точкой пересечения с дорогой оси рулевой колонки.
Чтобы понять, как эти величины влияют на поведение мотоцикла, рассмотрим частный случай: переднее колесо под действием внешних сил (усилия водителя, порыв ветра, неровности дороги) поворачивается влево. Поскольку точки пересечения оси рулевой колонки с дорогой не совпадают, пи этом возникает снос передней шины, а величина его прямо пропорциональна углу поворота колеса и вылету. Этот снос, в свою очередь, вызывает появление силы трения (F), которая стремится возвратить колесо в прежнее положение.
Таким образом, чем больше вылет, тем лучше устойчивость мотоцикла при движении по прямой. Но в то же время с увеличенным вылетом машину труднее вывести из прямолинейного движения. При малом вылете мотоцикл становится легким в управлении, но но чрезвычайно чувствительным к попыткам сбить его с пути прямого.
Не только вылет вилки оказывает влияние на управление мотоцикла, но и его база (L). Это величина, равная растоянию между осями колес (в нашем случае важнее растояние между точками контакта колес с дорогой, но эти величины практически совпадают). Для оценки поведения мотоцикла обычно применяют коофициент устойчивости (R), он вычисляется по формуле: R=c/(L+c)100%.
Для классических мотоциклов величина кооффициента устойчивости обычно составляет 6,3 - 7,0%. Непоколебимые круизеры славятся большими величинами - свыше 7%, а для юрких спортбайков он - в пределах 6 - 6,5%. У гоночных мотоциклов он меньше 6%, и на таких машинах "чайникам" лучше не ездить.
Величины геометрических параметров некоторых характерных прндставителей различных классов мотоциклов приведены в таблице.
У некоторых спортбайков (Ducati 748, Bimota SB8) предусмотрены регулировки угла наклона рулевой колонки и, соответственно, вылета за счет того, что подшипники рулевой колонки установлены в эксцентриковых обоймах. Например, у Ducati 996 угол наклона меняется от 23,5 до 24,5 градусов, а вылет - от 91 до 97 мм. Той же цели можно добиться регулировкой задней подвески: чем выше задран "задок" мотоцикла, тем меньше угол наклона рулевой колонки и, соответственно, вылет. Такогоже эффекта можно достичь, если опускать траверсы по трубам телескопической вилки.
Опытные мотогонщики используют для повышения юркости мотоцикла... передний тормоз! Вот как исполняют етот фокус. Входят в поворотт и торможением добиваются "проседания" передней вилки. Тем самым уменьшают угол наклона рулевой колонки и вылет - следовательно, облегчают себе управление мотоциклом.