Лютой зимой, вместо того чтобы спать как все, решили мы с приятелями соорудить себе по чопперу. «Откопали» два «Урала», «Днепр» и - вперед. Навести красоту, что-то подхромировать - не вопрос, а вот чтобы с кнопочки заводился - это да! Возникли три проблемы, и мы решили их в нашем сарайчике.

Первая - стартерный венец. Его разработали и выпускают в Рыбинске и ставят на снегоход «Буран». Купили его без снегохода - в отдельности, приложили к маховику, отцентровали и разметили отверстия крепления венца к стойкам ведущих дисков сцепления. Рассверлили и отзенковали под болты «впотай». Отверстия внешнего ведущего диска засверливаем до диаметра стоек (с припуском 0,5 мм).

http://moto.z16.ru/uploads/posts/2008-07/1217162740_01.jpg
Рис. 1. Доработка стартерного венца снегохода «Буран»:
1 - венец;
2 - отверстия крепления к маховику;
3 - «лишняя» часть венца.

Проблема вторая - сам стартер. Тут пригодился агрегат от пускового двигателя трактора Т-170. Можно использовать стартер и от лодочного мотора «Вихрь-30» - марки СТ-367А.

http://moto.z16.ru/uploads/posts/2008-07/1217162755_02.jpg
Рис. 2. Деталь крепления стартера (приваривается к картеру двигателя).

Третья - установить стартер. Вначале подобрали кронштейн крепления стартера. По форме он напоминает часть колокола, внутрь которого нужно поплотнее поместить стартер. Мы не пилили эту деталь, а нашли подходящую - часть картера пускового двигателя (поэтому точных размеров не даем).

http://moto.z16.ru/uploads/posts/2008-07/1217162801_03.jpg
Рис. 3. Сборочный чертеж системы электрозапуска:
1 - деталь крепления стартера;
2 - венец;
3 - стартер;
4 - хомут;
5 - кронштейн крепления задней части стартера;
6 - маховик.

Затем в картере сцепления сделали вырез под крепление стартера, мотор собрали для окончательной сварки крепления стартера: в него вставляется коленвал и маховик с венцом.

Далее из стартера вынули вилку включения бендикса, а сам бендикс зафиксировали в положении «включено». Стартер в сборе с деталью крепления уложили шестерней бендикса на венец маховика, «прихватили» аргонно-дуговой сваркой. Вращая маховик, проверили правильность установки стартера на боковое зацепление шестерен и радиальный зазор между ними. После подгонки стартера деталь крепления окончательно обварили.

Для более надежной фиксации стартера его заднюю часть обжали мощным хомутом из стальной полосы толщиной 3 мм. К хомуту приварена пластина, которая крепится к задней крышке КП. Там, где необходимо, подпилили ребра жесткости и крепления воздушного фильтра на картере КП. Вот и все!

Так что поставить стартер на оппозит оказалось проще, чем запарить репу. И меритель не понадобился. Из инструментов пользовались дрелью, напильником да ножовкой. Правда, за аргоном пришлось прокатиться в райцентр, но ведь это не то, что искать координатно-расточной станок.

Источник: "КНОПКА" (МОТО 01/01)
текст: Владимир НЕСТЕРОВ, п. Нугуш, Башкортостан
рисунок: Олег ВОЕВОДОВ