по материалам газеты "Автоблиц" 1 апреля 1998 года

Свечи зажигания

Все больше разнообразных марок автомобилей и мотоциклов эксплуатируется на наших дорогах. И приходится сталкиваться с большим количеством различных свечей зажигания.
Попробуем разобраться в этом изобилии названий фирм, конструктивных особенностей свечей и их обозначений. Прежде всего это корпус свечи. Свеча может быть разборной. Но последнее время преимущественно выпускаются неразборные свечи, изолятор которых завальцован в стальном корпусе. На цилиндрической части корпуса обычно имеется условная маркировка свечи, по которой можно определить все необходимые данные свечи. Большинство свечей выпускается с резьбой М14х1,25. На двигатели старых моделей устанавливаются свечи с короткой резьбовой частью длиной 9,5; 12,7; 11,7 мм и др. На современных автомобильных двигателях обычно применяются свечи с длиной резьбы 17,5 и 19 мм.

Существует два типа уплотнений при установке в головку цилиндра: с плоским седлом и эластичной (стальной или медно-асбестовой) прокладкой или с коническим седлом без прокладки. При установке новой свечи прежде всего необходимо проверить, какое уплотнение предусмотрено в головке цилиндра, диаметр и длину резьбовой части. Если установить свечу с длинной резьбовой частью в головку с короткой резьбой, то выступающая часть свечи покроется нагаром и смолами, отложениями свинца. Свеча будет перегреваться, возможно оплавление резьбы. При выворачивании свечи можно из-за этого повредить резьбу в головке цилиндра. При короткой резьбовой части свечи и длинной в головке нагар и различные отложения забивают резьбу, происходит ее оплавление. После длительной работы приходится проходить метчиком резьбовую часть в головке цилиндра, но так, чтобы грязь не осталась в цилиндре.

В зависимости от назначения свечи имеют ряд конструктивных особенностей. Так, для автомобилей и мотоциклов, работающих в тяжелых дорожных условиях, когда возможно попадание на двигатель воды, и при повышенных требованиях к уровню радиопомех применяются экранированные свечи с герметичным уплотнением провода высокого напряжения. С целью повышения стабильности работы свечей на корпусе иногда делаются несколько электродов или вообще боковых электродов нет (с плавающим электродом).

В зависимости от особенностей рабочего процесса свечи выполняются с утопленным внутри корпуса изолятором или с выступающим изолятором (для камер сгорания с интенсивной турболизацией смеси в камере сгорания).

Но разобравшись с внешними конструктивными особенностями свечей, рассмотрим их тепловые режимы и характеристики.
Важнейшим параметром, характеризующим свечу, является температурный режим ее элементов, и в первую очередь центрального электрода и поверхности юбки изолятора. Основной проблемой при создании свечи для высокооборотного двигателя является выполнение противоречивых требований. С одной стороны -- обеспечить достаточно высокую температуру юбки изолятора, чтобы при длительной работе на малых нагрузках и холостом ходе предотвратить образование на ней нагара, приводящего к шунтированию особенно при низких температурах. При переходе на большие нагрузки при высоких температурах происходит самоочищение изолятора свечи за счет выгорания отложений на нем. С другой стороны, при высоких числах оборотов и большой нагрузке температура центрального электрода и нижней части изолятора не должна превышать верхнего предела, при котором возникает калильное зажигание (воспламенение смеси еще до пробивания искры от системы зажигания). От цикла к циклу воспламенение происходит все раньше и раньше, температура деталей растет до тех пор, пока что-то не сгорит -- в лучшем случае свеча, в худшем -- поршень. Так что из-за маленькой свечи могут быть большие неприятности.

Температура наиболее нагретых частей свечи -- юбки (нижней части изолятора), центрального электрода и в некоторой степени бокового электрода влияют на работоспособность свечи и в конечном итоге на работу двигателя. Температура этих деталей должна находиться в интервале от 447оС до 897оС, называемом тепловым диапазоном свечи. Если же температура нижней части свечи превысит 897оС, возникает калильное зажигание. При этом явлении смесь загорается в цилиндре от соприкосновения с перегретыми деталями преждевременно, а не от пробивания искрой зазора от системы зажигания. Мощность двигателя падает, происходит оплавление центрального электрода и глазури изолятора и его выкрашивание. Я думаю, не стоит рассказывать, что происходит в цилиндре, если туда попадают крайне твердые керамические остатки изолятора.

Как узнать, появилось ли калильное зажигание, если двигатель "тянул", а потом неожиданно перестает, падают обороты, возрастает температура, а после выключения зажигания продолжается "держание" двигателя -- значит, в нем появилось калильное зажигание.
Как же предотвратить возможность появления калильного зажигания? Прежде всего нужно следить за правильной (по инструкции) установкой углов опережения зажигания, не допуская слишком раннего зажигания. При контактной системе угол опережения зажигания может неожиданно увеличиться, например, если отскочит один из напаянных контактов прерывателя.

Второе условие -- всегда заливать бензин, соответствующий уровню форсировки двигателя (степени сжатия, номинальной частоте вращения, наполнению и др.). Чем ниже октановое число, тем больше склонность к калильному зажиганию. Ну, а если все-таки залит низкооктановый бензин, то нельзя выходить на большие нагрузки при высоких числах оборотов.

Если залит бензин с октановым числом ниже, чем рекомендуемое, необходимо, поворачивая прерыватель-распределитель (или по-простому трамблер), сделать более позднее зажигание, а если имеется октан-корректор, то подрегулировать его.

Третье условие, иногда самое главное, -- устанавливать свечи с требуемым калильным числом в соответствии с рекомендацией завода-изготовителя двигателя. Для выбора свечи зарубежного производства следует воспользоваться каталогом фирм, производящих свечи, в которых приводятся рекомендуемые марки свечей практически для всех моделей двигателей автомобилей, мотоциклов, сельхозтехники, моторных лодок и др. При отсутствии каталога можно воспользоваться таблицей, приведенной в конце статьи для свечей с наиболее распространенной резьбой М14х1.25.

Наиболее удобно обозначение калильного числа, одно время принятое большинством европейских фирм по времени (в секундах), после которого при испытаниях на специальной установке начинается калильное зажигание. Последние годы большинство фирм перешло на условное обозначение калильного числа свечей.

Ряд калильных чисел (по ГОСТ 2043-74) имеет следующие значения:
8(125), 11, 14 (145), 17 (175), 20 (200), 23 (225), 26 (240). В скобках даны калильные числа по фирме BOSCH (ФРГ)

За калильное число в странах СНГ принята величина, пропорциональная среднему индикаторному давлению, при котором во время испытания свечи на специальной моторной установке в цилиндре двигателя начинает появляться калильное зажигание.

А теперь несколько практических советов по выбору свечей и их обслуживанию.

Установив новые свечи после небольшого пробега (примерно 1000 км), целесообразно их вывернуть, пометив номер цилиндра, и внимательно осмотреть состояние изоляторов. При правильно выбранном калильном числе и оптимальном составе смеси и угле опережения зажигания изолятор будет светло-коричневым, бурым или светло-серым. Разноцветные отложения на изоляторе и электродах свидетельствуют о наличии в топливе или моторном масле большого количества присадок. Черный, матовый нагар на изоляторе, электродах и корпусе -- признак работы в большинстве режимов на переобогащенной смеси или слишком высоком калильном числе -- свеча "холодная" для данного двигателя, необходимо проверить регулировки карбюратора или системы впрыска (например по газоанализатору), или установить более горячую свечу. Блестящий черный нагар свидетельствует о попадании в цилиндр смазки через поршневые кольца и направляющие втулки клапанов. Требуется ремонт двигателя.

Если изолятор "снежно-белой" окраски -- значит, свеча работала на предельно допустимом тепловом режиме. Причины: слишком ранее зажигание, переобеднение смеси (особенно опасное для двухтактных двигателей) или слишком "горячая" свеча для данного двигателя.
"Блиц-Справка"

Переобеднение смеси для двухтактных двигателей мотоциклов и лодочных моторов опасно из-за недостатка количества масла поступающего вместе со смесью на смазку кривошипно-шатунного механизма. Результат не лучший -- может заклинить двигатель.

Необходимо проверить регулировки карбюратора, характеристики автомата опережения зажигания и, если они в норме, поставить более "холодную" свечу. Ну, и следующая степень перегрева свечи -- оплавленные электроды свечи (хорошо что не прогоревшее днище поршня). Причины этого явления мы рассмотрели выше.

Иногда может оказаться, что все свечи одной марки в разных цилиндрах имеют разные по цвету изоляторы. Причин может быть несколько. Как правило, в карбюраторных двигателях смесь (по составу) и антидетонационные присадки по цилиндрам распределяются неравномерно. Например, у двигателей ВАЗ первого поколения в первом и четвертом цилиндрах смесь более бедная, а кроме того, четвертый цилиндр охлаждается хуже других. Поэтому именно с ним чаще, чем с другими, возникают неприятности.

В двигателях с контактной системой зажигания часто наблюдается повышенная неравномерность углов опережения зажигания, доходящая иногда до 6...8оC. Встречаются двигатели с различными величинами степени сжатия для каждого из цилиндров. Ну, а между двигателями одной модели степень сжатия отличается иногда на целую единицу. За счет отклонения от технологических процессов, материалов и др. среди свечей одной марки также наблюдается большой разброс по фактическим калильным числам. При большой разнице в состоянии свечей иногда приходится даже в одном двигателе устанавливать свечи с разными калильными числами. Чтобы всегда иметь запас по калильному числу в различных условиях эксплуатации, целесообразно приобрести два комплекта свечей и устанавливать летом более "холодные", а зимой -- "горячие".

Разработчики свечей бьются над проблемой расширения теплового поля свечи. Последнее время ряд фирм уже выпускает такие свечи. Для этого центральный электрод делается медным, сверху наносится покрытие из жаростойких материалов (никель, хром). Иногда и боковые электроды делаются из металла с хорошей теплопроводностью и жаростойким покрытием. В результате одна марка свечи охватывает по тепловой характеристике две-три марки свечей старой конструкции.

Другим оригинальным решением является изготовление миниатюрного центрального электрода из платины, не выступающего из изолятора. Особо холодные свечи с калильным числом 300 и выше для форсированных двигателей (с турбонаддувом, двухтактных и др.) обычно изготавливаются с серебряным электродом малого диаметра и короткой юбкой изолятора. Прежде чем устанавливать такие свечи, иногда рекомендуется сначала прогреть двигатель на "горячих" свечах и только потом устанавливать "холодные".

Необходимо иметь в виду, что при очистке свечи в пескоструйном аппарате разрушается поверхность изолятора и появляются царапины, которые в дальнейшем ускоряют процесс нагарообразования в этих местах. Лучше, перевернув свечу, залить в корпус растворитель, бензин или применить специальный аэрозольный баллончик. Затем деревянной палочкой очистить изолятор и продуть его сжатым воздухом.

Не рекомендуется слишком сильно затягивать свечу при установке в головку цилиндров. Для свечей с резьбой М14х1,25 при алюминиевой головке момент затяжки не должен превышать 30 Нм (3 кгсм) при плоском седле (с прокладкой) и 20 Нм при коническом седле. А если динамометрического ключа нет, то нужно свечу завернуть от руки практически без усилия до упора, а затем повернуть ключом на 90о при плоском седле и новой прокладке и на 15о при коническом седле.

Отличить "пиратскую" свечу от "благородной" очень даже непросто. Если вы держите в одной руке, скажем, истинную свечу от BOSCH, а в другой такую же но ... "полукровку", тогда вы сразу же увидите и ощутите разницу в качестве товара (и изолятор не тот, и электроды не такие -- все хуже). Но это когда они рядом. Из пояснений одного знакомого диллера, удалось кое-что узнать. Заводы фирмы BOSCH, например, существуют по всей земле -- начиная от далекой Бразилии и кончая братским Китаем. И везде качество удовлетворительное, но лучше всего из Германии. Контроль... А вот на упакованной коробке со свечами, чаще всего, пишут Bosch Germany, хотя товар может быть изготовлен в Эмиратах или Турции.

Лучше всего знать штрих-код и выбрать свечи, изготовленные в странах Европы

таблица соответствия свечей (только свечи пригодные для мотоциклов) Длина резьбы,
мм РФ Аутолайт
Autolight Беру
Beru Бош
Bosch Бриск
Brisk АС Делько
AC Delco Лодж
Lodg Марелли
Marelli НГК
NGK Флэшпоинт
Flashpoint
12,7 A9H    W9AC M45EF    CH    B4H;
12,7 A11 416 14-8 A W9AC;
W9AP N19C 45F; 43F HBN; CNY CW3N;
CW4N B5HS FP10; FP10C
12,7 A14 415; 425 14-8 A; 14-7 AU W8AC;
W8AP N17C 44F; M 45FF HN; CNY CW3N;
CW55N B5HS FP11; FP11C
12,7 A17B 274; 283 14-7 B; 14-7 BU W7BC;
W7BP N15YC C 42CFS;
42-6FS H; HNY CW6NP BP6HS FP5C; FP5
12,7 A20 413 14-5 AU; 14-5 A W5AC; W5AP; W6AC N15W 42F; 430Z 2HN CW7N B7HS FP13; FP13C
12,7 A20B 273 14-5 BU; 14-5 B; 14-6 BU W5BC; W5BP; W6BC; W6BP N12YC; N14YC C 42CFS HF CW8NP BP7HS; BP6HS
12,7 A23    14-4A; 14-5A;
14 Z-4 AU W4AC; W4AP N14C A41CF; S 41F 3HN    B8HS FP14; FP14C
12,7 A23B    14-5 B; RS 16; 14-5 BU W5BP; W5BC N12YC    HF CW8NP BP7HS; BP7HS10 FP15; FP15C
12,7 A26    14-4 A1; 14-3 A1; 14 Z-3 AU W3AC; W3AP; W3AS N12W 40F; 445Z 5H    B 8HS; B 8HV